Гостем очередного выпуска цикла интеллектуальных интервью Persona Grata стала солистка Государственного академического Большого театра России и крупнейших театров мира, народная артистка Азербайджана, основательница Международного музыкального фестиваля OperaArt – Динара Алиева.
Сегодня вас можно увидеть на самых известных оперных сценах мира. Вы уверенно выходите на сцену, вы уже признанный артист. Когда вы делаете последний шаг перед выходом на сцену, о чем обычно думаете?
- Я всегда выхожу на сцену с именем Бога. Читаю молитву и выхожу на сцену.
Были случаи в вашей жизни, когда молитва была не о помощи, а о прощении.
- Чаще обращаются к Богу, когда есть проблемы, но я каждый день благодарю его. Мне кажется, это правильнее, нежели вспоминать Бога, только когда какие-то проблемы.
Есть люди, которые категорически не верят, независимо от религии. Вера в вашей жизни занимает большое значение. Почему вы стали верить и действительно ли вы на своем примере можете показать, что это помогает?
- Так сложилось. Я же родилась в Азербайджане, в Баку. Меня окружали родственники, которые были в исламе. Я знаю, читаю намаз, но при этом не соблюдаю всех условий, которые должна соблюдать мусульманка. В Коране указано, что мы не должны петь, устраивать яркие празднества, женщина не должна быть настолько на виду. Но я знаю одно - то, что у меня есть голос, - это божий дар. Так говорила и мой педагог, Светлана Григорьевна Нестеренко, когда у меня были какие-то переломные моменты в творчестве: «Тебя поцеловал боженька, и ты должна это отработать». Поэтому, чувствуя эту связь со Всевышним, я полностью предана ему. Как мне иногда говорят: «Динара, ты не принадлежишь себе, ты принадлежишь сцене, людям, ты должна дарить свое искусство».
Девушки и юноши, которые рождены на Кавказе, обычно в период юношеского максимализма выбирают один из двух путей. Одни интегрируются в традиции, в обычаи, глубоко проникая в них, поддерживая, затем передавая их. Другие занимают протестную позицию, говоря о том, что в XXI веке не хотят этому подчиняться. Особенно это касается девушек. Когда вы переживали подростковый период, какой из этих путей был ближе?
- У меня была очень творческая семья. Папа имел отношение к искусству, был гримером и прекрасно играл на фортепиано. Мама режиссер и дирижер хора. В доме всегда была творческая атмосфера. А я была очень послушным ребенком. Папа хотел меня видеть в музыкальной школе и отдал туда. В какой-то момент, примерно в 14-15 лет, у меня был протест. Мне захотелось получить медицинское образование или стать, быть может, очень известным биологом, потому что биологом была бабушка. Но я все равно тогда послушалась отца, который сказал: «Закончи музыкальную школу по классу фортепиано, и ты мне скажешь «спасибо». И я ему по сей день говорю «спасибо», потому что он был прав.
У вас творческая семья в нескольких поколениях. Ваши дедушка с бабушкой были народными артистами Дагестана, они посвятили свою жизнь танцам. Это послевоенная история, когда наша большая страна только возрождалась, и они непосредственно в этом участвовали. Расскажите о них.
- Больше об этом знает мой старший брат, у нас разница в возрасте 11 лет. Мое детство, действительно, прошло в Махачкале, где жили бабушка и дедушка. Моя мама родом оттуда, она по бабушкиной линии русская, а со стороны отца у нее азербайджанская и иранская кровь. Я знаю, что дедушка и бабушка танцевали с самого раннего детства и познакомились чуть ли не в 14 лет. Любовь была с первого взгляда. Они прошли большой путь, многое пережили и во время войны, и после нее. Наверное, им тоже был дан дар, потому что танцевали они потрясающе. Остались старые кадры. Когда я ребенком ходила к ним занятия, они уж в тот момент преподавали. Мой дедушка организовал ансамбль, который сейчас называется «Лезгинка». Они очень любили свою профессию. Всю жизнь посвятили сцене.
Вы сказали, что у бабушки с дедушкой была любовь с первого взгляда. Как это произошло в вашей жизни?
- Нет, любви с первого взгляда не было (смеется). Я вообще, по-моему, помешана на своей профессии.
Но вы позволили себе стать мамой…
- На каком-то этапе своей жизни я поняла, что просто очень хочу ребенка. Каждая женщина рожает для себя. Это надо просто знать. Когда у меня появился сын, я поняла, что такое настоящая любовь, потому что по сравнению с чувствами, которые мы испытываем к детям, никакой мужчина рядом не стоит.
(Продолжение следует)
Полную версию интервью смотрите на канале Нестеренко центра Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Comments