Одним из четырёх великих учителей, определивших педагогическое мышление XX века, признан Антон Семёнович Макаренко. Остальные трое – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори.
Система Макаренко и сто лет спустя остается актуальной, хотя, конечно, воспроизвести её в чистом виде сегодня сложно. Принципы просты: ответственность, дисциплина, самоуправление, труд и личность педагога-родителя.
О личном примере в воспитании детей Макаренко писал так:
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.
И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или "пшиком", - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».
Сегодня, в день 135-летия великого педагога, есть хороший повод, чтобы заглянуть в его «Педагогическую поэму».
コメント