top of page
Фото автораСергей Меркулов

Быть примером


Кадр из фильма "Педагогическая поэма", 1955 год

Одним из четырёх великих учителей, определивших педагогическое мышление XX века, признан Антон Семёнович Макаренко. Остальные трое – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори.

Система Макаренко и сто лет спустя остается актуальной, хотя, конечно, воспроизвести её в чистом виде сегодня сложно. Принципы просты: ответственность, дисциплина, самоуправление, труд и личность педагога-родителя.


О личном примере в воспитании детей Макаренко писал так:


«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.


И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или "пшиком", - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».


Сегодня, в день 135-летия великого педагога, есть хороший повод, чтобы заглянуть в его «Педагогическую поэму».

コメント


bottom of page