Пение птиц мелодично для человеческого уха. Но для самих пернатых звукоизвлечение имеет практическую ценность. Орнитологи разделяют птичье пение на длинное и короткое. Длинные птичьи песни связаны с брачным и территориальным поведением - так они привлекают внимание самое и защищают свою территорию. Короткие позывы используются для коммуникации - так они сообщают об опасности или удерживают стаю.
Пение более свойственно самцам. А поют птицы преимущественно сидя. Хотя в полёте песня громче: взмахивая крыльями, птица проталкивает воздух сквозь трахею, бронхи и лёгкие. Песня юлы в небе разносится на 3 км, а на земле звучит намного тише.
Оперение птиц часто не соответствует их вокальным данным. К примеру, у павлина самое красивое оперение, но петь он вообще не умеет, а издает только грубое хрипение. А вот соловей со своими уникальными вокальными способностями, внешне совсем неприметен.
Некоторые птицы способны подавать сигналы дуэтом, у них получается синхронизироваться так, что кажется, что звучит один голос. У птиц даже существуют диалекты. Они связаны с разницей окружающей среды. Многие птицы способны имитировать голоса других. Например, пересмешника так назвали именно за способность копировать звуки других птиц и воссоздавать их. А вот обыкновенный скворец «передразнивает» даже пересмешника. В некоторых случаях птицы имитировали голос грудного ребёнка или даже звуки падающих бомб во время Второй мировой войны. По некоторым данным, один скворец сымитировал свисток футбольного судьи, чем вызвал недоразумение во время матча.
Птицы способны воспроизводить звучание музыкальных инструментов. Так, пение австралийской бриллиантовой амадины напоминает звучание гобоя, а белобрюхого зеленого голубя и тигрового астрильда — флейты. Голос лесного козодоя звучит как фагот.
Наиболее впечатляющий пример имитация птицами человеческого языка. Известно несколько волнистых попугайчиков, выросших в неволе, чей репертуар достигал 550 слов.
Птицы передают свои песни из поколения в поколение. У тропических крапивников самцы обучают пению сыновей, а самки — дочерей.
Птичье пение отказывало влияние и на музыку. Известно, что Моцарт испытывал творческий подъем, слушая своего любимого ручного скворца. Когда скворец воспроизвел Моцарту один из фрагментов только что сочиненного фортепианного концерта № 21, заменив при этом диезы на бемоли, Моцарт признал, что в интерпретации скворца этот кусок звучит лучше, и включил его в окончательный вариант сочинения.
Наш профиль в ЯндексДзен
Comments