top of page
Фото автораАртур Никитин

Каллиграфия и стрит-арт: что общего?



 

Каллиграфия, как способ создания арт-объектов становится все более популярной в нашей стране. Один из ярких представителей техники каллиграфутуризма - художник-каллиграф, работающий под псевдонимом Покрас Лампас. Один из его арт-объектов в таком стиле занимает площадь - 6686 м². Но это не отправная точка в истории каллиграфии в России. Каллиграфити проникло в массовую культуру уже давно: художники расписывали фасады домов, одежду, машины, площади и все окружающее пространство. Сегодня каллиграфы оформляют даже обложки известных журналов. Так, например, юбилейный выпуск в честь пятнадцатилетия русского издания Esquire тоже был оформлен в таком художественном стиле.

Каллиграф Алексей Горин поделился с Нестеренко центром своим пониманием этого направления в искусстве.


Вы работаете в стиле каллиграфии достаточно давно. Что такое каллиграфия в вашем понимании?

- Каллиграфия - это то же самое изо - искусство запечатления объектов, только с использованием букв. Это передача экспрессии, композиции, динамики, того же золотого сечения, только с использованием букв.


Вы же специализируетесь на арабской каллиграфии?

- В арабском искусстве, кроме каллиграфии, ничего не существует. То есть в мире арабов и мусульман вообще идет запрет на изображение живых существ. Поэтому искусство каллиграфии стоит на первостепенном месте. Если мы, например, возьмем в сравнение западноевропейское искусство, то у нас есть некоторые эпохи, где огромное количество картин, скульптур и много всего остального есть в музеях по сей день. У арабов, такого не было, были только буквы. На протяжении всей истории арабо-мусульманской цивилизации и арабского искусства, существовали только буквы и орнаменты.



Обязательно ли знать арабский язык каллиграфу?

-Лучше бы знать арабский алфавит. В нашей школе людей, которые не знают алфавит мы ему учим. За две недели вы можете выучить алфавит и как пишется каждая буква, а в арабском языке - 29 букв и у каждой буквы есть серединные, начальные, конечные написания, то есть 29 умножаем на четыре.


Какие инструменты для написания работ используют каллиграфы?

- Раньше были тростниковые коламы (в переводе с арабского - ручка, перо). Оно имеет плоскую форму, потому что люди писали на коже, не на бумаге. Кожа, из-за острых палочек, рвалась приходила в негодность, поэтому начали использовать именно такой вид пера. Так писали и пишут даже до сих пор традиционалисты - сторонники традиционной культуры. Но сегодня мы не имеем ограничения вообще. У меня, например, есть цикл работ, выполненных просто подручными материалами или работы с современными материалами - маркерами. Есть огромное количество маркеров, и все сейчас это доступно.


А краски какие используете?

- Есть специально краски для каллиграфии, они имеют более плотную основу. Если работа на бумаге, то мы используем чернила. Ограничений нет, можно использовать даже самые дешевые чернила и делать классные работы. Тут дело даже не в материале, а в руках самого мастера.



Почему каллиграфия стала такой востребованной?

- Это благодаря популяризации разных каллиграфов в России: Покрас Лампас, например. В западноевропейской культуре тоже есть много коллег, да и в арабской культуре есть много ребят, которые сделали популяризацию стиля. Они хорошо «продали» искусство каллиграфии. Например, мне часто поступают заказы на роспись машин, мотоциклов и др. Людям просто приелась аэрография с кривыми волками, какими-либо логотипами на машинах. Проще кастомизировать машину или одежду в каллиграфии и иметь сакральный смысл этого слова, потому что каллиграфия не всегда читается. Сегодня каллиграфия имеет свой фронт в мире искусства и держит его. Мы не знаем, что будет дальше. Пока что смотрим.

Раньше, когда я только начинал заниматься каллиграфией, около восьми лет назад (я жил тогда в Казани), для современных мусульман - моих заказчиков, было дико, когда я предлагал расписать что-то из интерьера или что-то из обычных вещей. Я расписывал за цену расходников, чтобы набить себе руку и просто поэкспериментировать. А сегодня же, я сижу дома, занимается своими делами и мне пишут периодически заказчики.

Много ребят в России или даже в странах СНГ придумывают, например, свой бренд одежды, пишут мне, что нужен брендинг. Вот у них есть название, но они не знают, как это будет на арабском и хотят сделать логотип. Мы проходим обсуждение подробно: я их спрашиваю какой-бы формы хотели, какая там геометрия, какая идея магазина и многое другое. Так рождаются какие-то моменты. Если это касается машины или одежды, то люди в основном просто мне доверяют, говорят сделай красиво и я делаю.


Если кто-то хочет расписать фасад дома так, чтобы наутро это не закрасили, что нужно сделать?

- Есть опыт общения с властями, нужно пройти тысячу согласований по проекту, если им все понравится, что ты делаешь, исполняешь, то все нормально. Был проект - школа в Химках - нужно сделать так и так. Мы все согласовали, все прекрасно, все обговаривали. А власти потом сказали, что у нас все-таки многонациональная школа и давайте мы закрасим, потому что арабский язык слишком доминирует. В Казани с этим проще: просто берешь говоришь - у меня такая идея, такой проект и красишь спокойно. Все радуются, всем все нравится.


И не закрашивают?

- Нет, не закрашивают.



Каллиграфия очень похожа на граффити, почти такая же работа с буквами техниками, шрифтами. Ее можно считать частью стрит-арта?

- Если мы возьмем идею самого стрит-арта и граффити — это все равно субкультура больше, в которой люди трясутся над своим именем, над пространством, которое они заполняют в городе. А каллиграфия — это больше что-то академическое, что-то больше: и интерьер, и дизайн... Но на самом деле сейчас, все путается потихонечку и сливается в одну идею современного искусства. Потому что можно уже заметить, что, и каллиграфы, и современные граффити-мастера, которые в начале 2000-х, просто выбегали на улицу и под прикрытием что-то рисовали, сейчас тоже художники и делают что-то классное в мире современного искусства. Можно сказать, что различие между граффити, стрит-артом и каллиграфией именно в идее.


Расскажите о самой необычной из последних работ

- Не так давно, мне передали пневматическое ружье (через третьи руки) со словами «сделай что-нибудь красивое». Тут и началось веселье, нужно было что-то придумать, но сама винтовка была коричневого цвета, и само покрытие пластика было очень печальное. Так и решил, сначала зашкурил, выровнял покрытие по-возможности, покрасил в чёрный. Долго ходил вокруг голубого цвета, но винтовка слишком антуражная, ее идею нужно оставить! В итоге сам себя настроил на «золото ацтеков» но вот форменность и фраза была тоже под вопросом. Я около трёх дней ходил вокруг ружья и примерял всякие разные формы, от геометрии до чего-то такого абстрактного, но сама идея строгости Советского союза меня не отпускала. Лучше всего в объемных вещах — подчеркивать геометрию изделия, это всегда выигрышное положение, но что с текстом? Винтовка из СССР… Конечно же, Маяковский — Стих о советском паспорте. А теперь представляете - старая советская винтовка из гаража, расписана арабской каллиграфией стихотворением Маяковского про советский паспорт. Это получилась кольцевая концепция идеи, надеюсь, что заказчик не уберёт ее обратно в гараж.

Comments


bottom of page