Очень часто у творческих людей есть миллион идей, но нет средств на их реализацию. Чтобы поддержать научные, творческие или социальные проекты, существуют легальные и популярные способы сбора средств, привлечения спонсоров и инвесторов. Один из них, - когда автор объединяется с сотнями или тысячами единомышленников и коллективный сбор денег позволяет реализовать интересные проекты и социально значимые идеи. Народное финансирование или краудфандинг (crowd funding от английского «crowd» - толпа и funding - финансирование) происходит, как правило на определенных ресурсах в сети Интернет. Здесь встречаются «авторы» и «доноры» и совместными усилиями достигают поставленных целей. Одна из таких площадок в России - Planeta.ru отметила свой первый юбилей. О российском краудфандинге Нестеренко центру рассказал Генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Фёдор Мурачковский.
Planeta.ru – одна из самых известных краудфандинговых платформ России. Давайте начнём с интересной статистики: сколько проектов, за какой временной период и на какую сумму уже поддержали?
- Совсем недавно, 7 июня, нам исполнилось 10 лет. За это время наши авторы успешно реализовали больше 7500 кампаний различной тематики и собрали больше 1 млрд 736 млн рублей. К десятилетию мы выкатили специальный проект «Хроники краудфандинга», где каждый может узнать о цифрах и вехах краудфандинга по годам, а также узнать собственные крауд-достижения. Я, например, узнал, что за 10 лет поучаствовал в 199 наших проектах и поддержал их на 1 млн рублей суммарно! Просто краудфандинг – очень затягивающая штука, а чувство сопричастности, которое испытываешь, финансируя близкую по духу инициативу, сложно сравнить с каким-то другим, оно очень вдохновляет и поддерживает самого тебя.
Какой проект, на ваш субъективный взгляд был самым необычным?
- Вот это, пожалуй, лидер в списке самых сложных для меня вопросов. Мне всегда очень тяжело выделить кого-то одного, когда успешных проектов масса. У нас были проекты, которые собирали заявленную цель, за несколько часов – это необычно? По-моему, очень. Были необычные идеи проектов: например, банные веники, рулоны носков, клавиатура на татарском, памятник сгущёнке, макет наличника… Были проекты, которые объединяли огромное число людей – например, лидером по количеству участников стал проект фонда «Дорогою добра», запущенный в коллаборации с творческим объединением Rakamakafo по наставничеству для выпускников детских домов – он объединил почти 11 тысяч человек.
Мы сами регулярно запускаем спецпроекты и коллаборации – это тоже всегда большие, необычные истории: например, «Мегафон» несколько лет подряд умножал на четыре все взносы в социальные проекты категории «Мегафон помогает», Kotex дофинансировал женские инициативы, мы делали первое реалити-шоу для изобретателей стартапов, и там тоже было много классных проектов – мишка, рассказывающий сказки, умная кормушка, гаджет для учёта времени. В общем, на этот вопрос не может быть однозначного проекта. Думаю, краудфандинг тем и интересен, что любой человек может найти на платформе что-то особенно откликающееся для себя.
А какой проект был самым «дорогим»?
-Рекорд российского краудфандинга принадлежит группе «ДДТ», в январе 2022 года со сбором более 25 млн рублей на предзаказах альбома «Творчество в пустоте». Рекорды начались с первого дня: всего за сутки поклонники вложили в проект 6 млн рублей. Кстати, 1 млн из этой суммы «ДДТ» отправили в пользу 10 фондов-участников нашей новогодней онлайн-ярмарки «Планета добрых подарков».
Проекты Константина Кинчева и группы «Алиса» тоже собирают больше 20 млн. Музыканты используют крауд-кампанию как форму предзаказа: они говорят, что в любом случае выпустят альбом, но тираж будет зависеть исключительно от числа предзаказов пластинки в проекте. Это хорошо работает: любимая группа предлагает поклонникам эксклюзивный бонус, который потом не купишь в магазине.
Заявки оставляют не только обычные люди, но и известные всей стране, какой «звёздный список соискателей» сложился?
- Почти вся отечественная рок-сцена использовала краудфандинг.
Краудфандинг во всём мире начался с музыки, так было и в России: первый проект на «Планете» запустила группа «Би-2». Бас-гитарист группы Макс Лакмус является сооснователем платформы.
При этом краудфандингом пользуются не только музыканты. 23 июня в широкий прокат выходит фильм «Межсезонье», средства на препродакшн которого собирали на Planeta.ru. Режиссёры, артисты, писатели, известные фотографы – многие люди используют краудфандинг, потому что это не только возможность собрать средства на свой проект, но и рассказать о нём широкой аудитории, протестировать идею (если её финансируют, значит, она интересна людям), получить обратную связь, укрепить связь внутри своего сообщества и расширить его.
Существуют ли какие-то обязательные слагаемые проекта, чтобы он был успешен на вашей платформе?
- Формально у проекта 4 элемента: финансовая цель и период сбора, видеообращение, описание, вознаграждения для аудитории. Важно, чтобы эти элементы были продуманными: финансовая цель была достижимой, вызывающей доверие и соотносящейся со смысловой целью, видео – эмоциональным, внятным, кратким (до 2,5 минут), но информативным, вознаграждения – разнообразные по цене и наполнению, интересные целевой аудитории вашего проекта. Самое важное – это попадание в запрос целевой аудитории, поэтому важно до запуска проекта понять, кому мог бы быть интересен проект, составить примерный медиаплан, привлечь релевантных партнёров. Краудфандинговая площадка – это не волшебная палочка. Просто от размещения проекта чуда, скорее всего, не случится, проекты – это работа.
Существует ли система модерации, табу и запретов?
- Конечно. Все проекты проходят модерацию. Мы не работаем с политическими, религиозными проектами, идеями, противоречащими Конституции, и личными целями. Но даже те проекты, которые формально соответствуют правилам, мы можем не запустить: если цель слишком размыта и непонятно, на что нужны деньги, если автор не дорабатывает проект в соответствии с рекомендациями менеджера, если он не предоставляет необходимые документы. Например, в мае процент запуска входящего потока проектов – 57%. Это значит, что остальные были отклонены по разным причинам
Что сегодня в топе запросов?
- Два года подряд по количеству успешно завершённых и запущенных проектов лидирует категория «Литература и журналистика». Сейчас статистика по проектам выглядит так: 14% — литература, 11% — предпринимательство, 9% — общество, 9% — кино, 8% — благотворительность, 7% — музыка, 7% — наука и технологии.
Насколько отлажен механизм сбора средств с точки зрения контролирующих и налоговых органов, не возникают ли проблемы у тех, кто собирает, у тех, кто платит и у самой платформы?
- Мы работаем в рамках законодательства и Гражданского кодекса. Всем авторам мы говорим о необходимости закладывать в финансовую цель не только бюджет на реализацию идеи, но и дополнительные расходы: логистику, комиссию платформы и платёжных систем, налоги. Размер налога зависит от того, как автор оформляет свои договорные отношения с площадкой. Физлица платят 13%, ИП 6% и т.д.
Существует ли краудфандинг «вне закона»?
- Если и существует, то не на Planeta.ru точно.
А оффлайн?
- Офлайн – это не краудфандинг, а складчина. Дело в том, что краудфандинг – это не только сбор средств, но и инструмент пиара, маркетинга, нетворкинга, сбора предзаказов. Важная особенность не только в том, что за денежный взнос человек может получить вознаграждение от автора, но и в том, что, если деньги не собираются в необходимом количестве, платформа возвращает их всем вложившимся. У офлайн-сборов нет такой функции, даже если это большое мероприятие со сбором на конкретную цель. Люди же, ходящие по электричкам и собирающие деньги на больных детей, занимаются не краудфандингом, а, как правило, мошенничеством: честные фонды подписывают декларации о недопустимости сборов в транспорте.
Для тех, кто только впервые обратиться к этому процессу, дайте пошаговую инструкцию, как собрать деньги на первый проект?
- Пошаговая инструкция отлично описана в нашем «Практическом пособии по краудфандингу», которое можно бесплатно скачать в разделе «Школа» у нас на сайте. Многие авторы успешных проектов шли по инструкции там и достигали успеха. Мы вообще делаем довольно много полезных обучающих материалов. В честь дня рождения открыли бесплатный доступ к курсам и мастер-классам по краудфандингу нашего видеолектория краудпродюсер.рф – можно зайти и посмотреть уроки, они точно помогут хорошо подготовиться к запуску.
От чего стоит воздержаться и чего опасаться «дебютантам»?
- Не нужно целиком надеяться на аудиторию платформы. Мы очень любим наших авторов. С каждым проектом работает менеджер, получить бесплатное продвижение от платформы может любой хорошо оформленный проект, показывающий темпы сборов, с недавних пор мы даже финансируем некоторые свои проекты, а также помогаем авторам с логистикой, производством мерча, CD и LP-дисков, продаём результаты крауд-проектов в магазине. Такого вообще не делает ни одна крауд-платформа в мире! Но всё-таки не стоит думать, что 1,2 млн зарегистрированных пользователей «Планеты» сразу будут финансировать ваш проект. Поэтому важно тщательно продумать стратегию продвижения своей идеи.
Конечно, стоит воздержаться от необоснованно высоких финцелей – люди просто не финансируют проекты, в которые не верят.
Сейчас можно заменять англицизмы на русские слова, есть в русском языке синоним краудфандинга?
- Нет, и я уже объяснил, что «складчина», которой нам часто пеняют, не содержит в себе все составляющие краудфандинга. В конце 2020 года слово «краудфандинг» вошло в орфографический словарь, что тоже говорит о востребованности инструмента. Поэтому теперь, когда нас спрашивают «краудфандинг – а по-русски нельзя?». Мы отвечаем, что можно. По-русски – краудфандинг.
Comments